У
El_Desenladrillador`а был пост, посвященный нижеследующему, но у него дневник закрытый, поэтому просто перепост делать не стал. Тем более, что я хочу из этого сделать вещь в несколько другом ключе.
В общем, с неделю назад в "Снобе" - это такой электронный журнал, вроде даже известный, один из колумнистов опубликовал статью. Статья называется
Пятнадцать вопросов атеистам, автор Валерий Панюшкин. Там он пишет, что он человек православный. Статья коротенькая, по большей части как раз состоит из 15 вопросов. И хотя автор статьи и писал - что, мол, не проповедь это, и не сочтите высокомерностью, но вышло все-таки весьма вызывающе.
11 числа в Ленте - это такая электронная газета, появился ответ Андрея Коняева
15 ответов атеиста. Там Коняев отвечает Панюшкину приблизительно в том же ключе. И хотя и логично, но тоже весьма вызывающе.
Это привело к тому, что я задумался о том, как бы я ответил сам. Хоть я и был крещен в детстве, от православного во мне разве что поминание Бога всуе. И хоть я и не отрицаю возможность существование чего-то богоподобного по силе, даже разумного, агностиком меня тоже не назовешь - поскольку на мой взгляд, даже если такое существо и есть, оно не бог в том смысле, в каком его понимают.
В общем, я написал свои 15 ответов, для себя. Вы, в принципе, можете написать свои у себя. Можете даже и не писать - просто прочитать вопросы и подумать, как бы вы ответили. Их в принципе себе задать может любой, даже тот, кто во что-то верит.
Мои 15 ответовМои 15 ответов
1. Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?
Не могу сказать, чтобы мне когда-нибудь действительно угрожала смертельная опасность. Когда я встречаюсь с чем-то пугающим, я пытаюсь это понять, осознать опасность - тогда я либо могу понять, что можно сделать и делать что-то, либо что сделать ничего нельзя. Если же мне так страшно, что нормально думать не получается - к примеру, я боюсь высоты, то я читаю про себя литанию от страха Бенне Гессерит, она помогает успокоиться и сосредоточиться.
2. Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?
Я не против бессмертия, поскольку в мире очень много интересного. Если говорить о физическом бессмертии, то мне кажется оно более достижимо именно прагматическими методами. Если же говорить о бессмертии, скажем, души, то я не думаю, что душа - это прерогатива только верующих, она либо есть, либо её нет.
3.Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?
Я не верю в богов. Просто не верю. И мне кажется, что вера не зависит от желания. Т.е. если человек верит - он верит вне зависимости, хочет он, или нет. И наоборот.
4.Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?
Свои решения я принимаю, согласно своей логике, уму, морали и информации о ситуации. Я могу прочесть книгу и принять что-то из идей, в ней содержащихся, но сверять реакции и поступки - нет. Кроме того, вообще не вижу смысла, чтобы сверять реакции. Но я при этом не нарушаю кодексы РФ и её конституцию.
5.Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?
На ум приходит разве что Фома Аквинский. А с этими я не знаком никак.
6.Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?
Интеграл есть математическое понятие, абстракция, а не явление. Что же касается явлений, не доступных человеческим чувствам, то есть различные поля, вроде электромагнитного и гравитационного, но они - не вопрос веры, а явление природы, они есть вне зависимости от того, веришь в них, или же нет. И интеграл тоже. Если же имеется в виду нечто паранормальное, вроде привидений, души, инопланетян - я не отрицаю возможности существования всего этого, но все это не доказано. В плане веры в это я индифферентен.
7.Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.
Я их воспринимаю так же, как и другие произведения искусства.
8.Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова — Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?
Закон Ломоносова-Лавуазье распространяется только на материальное, если бы сознание существовало отдельно и было материально, то уже нашли бы, куда оно ушло. Хотя, как я понимаю, тут больше о душе, а не о сознании. Мне лично все равно, что там, за смертью - если там что-то есть, т.е. моя душа куда-то отправится, то я не беспокоюсь, поскольку понятие души существовало и до христианства, и я не думаю, что моё неверие как-то на ней скажется. Ежели души нет, или меня ожидает ничто, и я обращусь в ничто - то мне просто будет все равно.
9.Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон — это одновременно и частица, и волна?
Да, я прекрасно воспринимаю корпускулярно-волновой дуализм, не вижу в нем ничего парадоксального. Видимо, я способен к парадоксальному мышлению в какой-то степени.
10.Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?
Нет.
11.Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?
Я полагаю, что понятие зла и добра относительны, а абсолютного зла и добра не существует.
12.Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.
Так же, как и все остальное - волевым усилием.
13.Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?
Я всеми силами стараюсь не совершать поступков, которые шли бы в разрез с моей моралью, т.е. казались бы мне дурными. Если же я его совершил, я пытаюсь как можно лучше понять сложившуюся ситуацию, чтобы она не повторилась.
14.Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?
Я не замечаю его за собой, следовательно - не борюсь.
15.Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?
Я не верю в чудеса. Есть вещи, которые я бы назвал чудесными - совершение чего-то выдающегося, невероятного, очень полезного, до этого недостижимого или непостижимого. Но не чудом.